Восьмое правило: не ищи совершенства в относительном

9 правил для духовного развитияХотелось бы рассмотреть вопрос о совершенстве с двух разных подходов. Один с точки зрения "грубой" - мирской жизни, и другой с точки зрения "тонкой" - духовной жизни.

Что касается мирской жизни. Каждый из нас мечтает о том, чтобы в его жизни было только всё самое хорошее, гармоничное и совершенное. Естественно для всех стремиться к совершенству. Но на опыте мы знаем, что в жизни всегда есть место тому, что даёт нам страдание. Что-то всегда будет не так. Что бы мы ни делали, чего бы мы не добились в этой жизни, всегда будет другая сторона этого вопроса. Например, многие мечтают купить автомобиль. Но, получив его, вместо того чтобы наслаждаться реализацией своего желания в полной мере, начинают испытывать ещё и какие-то беспокойные чувства, связанные с тем, чтобы как-то хранить автомобиль, покупать бензин, запчасти, общаться с госавтоинспекцией. Или, например, мечтая вступить в брак, человек рано или поздно реализует это желание. Но появляется необходимость считаться с мнением, привычками и особенностями партнёра. У одной женщины муж пьёт, но всегда дома, при ней. У другой не пьёт, но очень увлечён походами в горы или компьютерными играми, и поэтому мало уделяет внимания семье. У кого-то всё хорошо в семье, но здоровье вызывает тревогу. Всегда есть какие-то вещи в жизни, которые дают радость и счастье, и, одновременно, есть то, что даёт переживания и страдание.

Давайте задумаемся, почему так устроена жизнь? Зачем Жизни нужно подвергать нас страданиям? И стоит ли переживать из-за того, что в нашей относительной жизни не всё так замечательно, как нам бы хотелось? Ведь жизнь разумна. А значит, ответ напрашивается сам собой. Если бы все было так "классно", тогда зачем нам надо было бы куда-то двигаться дальше? Зачем нам надо было бы как-то менять эту "классную" ситуацию? Похоже, что тогда мы бы просто пытались задержать это совершенное состояние жизни. И, совершенно понятно к чему бы это привело. Жизнь бы остановилась. Поэтому Жизнь разумно уберегает себя от угрозы остановиться и не существовать. Для этого она просто всегда дает нам двойственность всего, что касается мирской (относительной) жизни, которая никогда не позволяет нам получить полное удовлетворение.

Похоже, путь к совершенству, который нам открывает Природа, не в том, чтобы стремиться к такому состоянию жизни, когда "Всё бы у нас было и ничего нам за это небыло". Суть в том, чтобы проскользнуть между противоречиями жизни. Каким-то образом использовать ту силу, которая возникает благодаря близкому сосуществованию "приятного" и "неприятного", "положительного" и "отрицательного". Это похоже на то, как если приблизить друг к другу два магнита, один с плюсом другой с минусом. И тогда между ними начинает течь ток, некоторая движущая сила.

Наша жизнь - это наше сознание. Это то, что происходит внутри нас, на уровне восприятия, понимания, мышления, осознания. Когда мы осознаем положительные и отрицательные стороны жизни, и каким-то образом умудряемся их так сопоставить, чтобы они могли легко сосуществовать и взаимодействовать друг с другом, тогда появляется ощущение потока. Этот поток не относится непосредственно ни к положительным переживаниям в жизни, ни к отрицательным. Этот поток возникает благодаря осознанию их присутствия, и попытки увидеть то, что их объединяет, то где они не противоречат друг другу, а взаимодействуют. Это и есть союз мужского и женского начала, дающий жизнь. И этот поток жизни будет чувствоваться все в большей и большей степени, в зависимости от того, на сколько мы можем не отталкиваться от отрицательного, но и не вовлекаться в положительное. Это похоже на скольжение по волне, когда постоянно балансируешь между возможностью разогнаться, поднявшись на самый гребень и возможностью остановиться, спустившись до самого основания волны. Оба пути ведут к падению.

Путь к совершенству в мирской жизни - это постоянное скольжение между противоположными качествами. Это очень интересный, увлекательный процесс. Это и есть искусство и творчество жизни.

Рассмотрим вопрос совершенства несколько с другой позиции.

Совершенство - это что-то такое неуловимое, что малейшее движение или активность просто отвлекает от возможности даже немного приблизиться к нему. Поэтому, в стремлении к совершенству, мы становимся тихими и внимательными и, как бы прислушиваемся к происходящим внутренним переживаниям. При этом, естественно, внимание направляется внутрь. И чем больше мы всматриваемся в глубину своих чувств, мы испытываем сильнейшую концентрацию силы жизни. И кажется, что вот-вот мы схватим за хвост это самое совершенство. Но совершенство обладает настолько высокой концентрированной силой, что даже если мы даже слегка, как-то "боковым зрением" замечаем признаки его присутствия, то этого легкого прикосновения нашего внимания достаточно, чтобы начала высвобождаться неудержимая внутренняя энергия, которая выносит нас в относительный мир с желанием как-то проявить это совершенство. Но, убедившись, что проявленное, это не совсем то, что мы испытали там, внутри, опять стремимся найти совершенство, не задерживаясь на чем-то проявленном, относительном, изменчивом, грубом, что не может быть совершенством. Так, стремление к совершенству постоянно заставляет нас выносить энергию жизни во вне, проявляя творчество, и затем опять отправляться за неуловимым совершенством внутрь. И этот двигатель жизни кажется вечным, пока кому-нибудь не удастся прикоснуться к тому, что самое неизменное внутри него, что находится за пределами самого тонкого, что не имеет границ, что можно назвать бесконечность, или ничто.

Как можно удержать во внимании ничто? ничто нельзя охватить вниманием. Оно сразу же поглощает воспринимающего, и растворяет в себе. Потому что в нём не может существовать ничего относительного, никаких границ. В том числе границ нашего собственного Я.

Прикосновение к неизменному, к ничто, лишает возможности воспринимать. бесконечность нельзя воспринять. Ею можно только быть. совершенство нельзя воспринять. Совершенством можно только быть.

Читать дальше