Мы знаем свою картину мира и умеем в ней ориентироваться. В ней есть свои звезды, к которым нужно стремиться. Есть свои опасности, от которых надо защищаться. Есть свои ожидания, страхи и правила. Мы следуем им, даже когда не замечаем этого.
И учим следовать им своих детей. Потому что это наша реальность.
Каким образом родитель ставит цели воспитательного процесса? Откуда он их берет?
Из своего опыта, который расценивает как позитивный или негативный. Если что-то, что получил он сам, помогло ему в жизни, оказалось эффективным – это «хороший» опыт. И его нужно дать ребенку. От того, что оказало негативное влияние на дальнейшую жизнь, нужно ребенка защитить.
И в любом случае это – своя картина мира. Если человек доволен тем, как она работает, — в ребенке он воспитывает копию себя. Если разочарован ею (=собой и/или миром), он старается внести коррективы: дать то, чего ему не хватило, и уберечь от того, что помешало. И тоже воспитывает себя, только новую, улучшенную версию. Он растит себя самого, каким мог бы стать. Если бы у него был необходимый ресурс…
«Чтобы сын не работал на заводе, как я – пусть учит языки».
«Чтобы дочь никогда не нуждалась, как я, – пусть выходит замуж по расчету».
«Чтобы он всю жизнь не жалел о том, что зарыл свой талант, – пусть идет в большой спорт».
Откуда взялись эти установки?
Из собственных сожалений и страха, что ребенок будет чувствовать себя так же, страдать от того же. Из желания восполнить пробелы в собственной картине мире. Есть что-то, с чем связывается счастье, успех, благополучие. И это что-то должно быть у ребенка.
Можно ли не проецировать на детей свое отношение к жизни? Могли ли этого не делать наши родители?
Нет, не могли. Они делились тем, что у них было на тот момент. И это единственное, что они могли сделать для нас и для себя. Они делились этим сознательно и неосознанно – настолько, насколько сами знали и умели. Что-то из этого нам помогло, что-то оказалось неприменимым, что-то стало уже нашим «негативным опытом» и нашей психологической проблемой (или задачей:).
Этот творческий процесс не заканчивается никогда. Вырастая, мы продолжаем творить начатое родителями – в собственной жизни и в сознании своих детей. Мы продолжаем вносить коррективы, стирать лишнее и дорисовывать что-то новое – уже исходя из личного опыта. Он не бывает хорошим и плохим, но бывает осознанным и неосознанным.
И поэтому все, что делает человек со своей жизнью сейчас, он делает не только для себя. Но и для своих детей, которых научит делать то же самое. Даже если их пока нет…