Каких людей называют счастливыми?

От природы в человеке заложено три программы:
Первая — продолжение рода.
Вторая — экспансия (завоевание).
Третья — развитие и реализация способностей.

 

Первая программа — продолжение рода — самая мощная, глубинная, архетипическая.

В научно-популярных фильмах про птиц можно наблюдать, как в брачный период птички соблазняют друг друга. У некоторых видов самцы «залавливают» самок, в других — наоборот. Они и хвостиками крутят, и какие-то особые песни поют. Спрашивается, кто их этому учил? Природа! То есть в птичьем (как и в человеческом) мозгу заложена программа, которая говорит: «Пора вить гнездо. Для этого надо найти партнера». И действительно, птичке надо, чтобы ее не просто оплодотворили, для нее обязательно, чтобы при ней был самец. Потому что, пока она сидит на яйцах, ей нужно, чтобы кто-то носил ей вкусных червяков и отгонял от гнезда всяких хищников.

Женщине с заложенной в ней программой воспроизводства тоже надо иметь рядом мужчину, который, как она думает, будет ее кормить, пока она вынашивает и рожает детей. И женщины, следуя этому инстинкту, кидаются на поиски.
Большинство ищут отнюдь не «равного себе полубога», а некий объект, который одет в штаны. Наше отличие от животных в том, что нам подойдут не любые штаны. Поэтому одна реагирует на внешность, другая — на кошелек, третья — на характер. А дальше девушка говорит: «Я его полюбила». Неправда. Программа приказала. Помню, когда я училась в институте, уже на первом-втором курсе молодые девчонки торопились выйти замуж. И те, кому это удалось, ходили гордые, крутя кольцо на пальце, а все остальные им завидовали. Понятно, что если девушка к 22–23 годам не выходит замуж, у нее и ее родственников появляется тревога. Вроде как она не следует законам природы.

Программа продолжения рода у мужчин выглядит иначе: бросить семя, но остаться свободным. И чем больше семени разбросано, тем, по его программе, лучше.

Вторая программа — экспансия — дана и женщинам, и мужчинам для завоевания своего места под солнцем. Это завоевание знаний, умений, навыков. Чем человек больше знает и умеет, тем больше он себя уважает, тем ему интереснее жить и тем ценнее он для общества.

Есть убеждение, что программа экспансии должна доминировать у мужчин. Древние греки говорили, что мужчина приходит в мир для того, «чтобы строить города, открывать новые земли или завоевывать их». В современном мире у мужчин программа экспансии часто идет на поиск своего Дела. У одних для денег, у других для души. Хотя еще чаще эта программа просто выключена. Например, что это за работа для здорового мужика, который целый день ничего не делает (охранник)? Куда идут силы в этом случае, непонятно. По факту охранники нужны, но то дикое количество мужчин «в самом соку», которые маются весь рабочий день от скуки, просто пугает. Поэтому говорить, что в каждом мужчине работает программа экспансии, неправомерно.

К сожалению, у большинства (не у всех!) женщин программа экспансии подчинена более сильной первой программе. То есть она идет не на завоевание новых умений, знаний, навыков, а на того же мужчину. Как и тысячу лет назад, женщины сидят в засаде, держат осаду, тратят кучу времени, сил и терпения, чтобы создать семью. Впрочем, женщина веками так воспитывалась. Сто лет назад считалось, что женщине, чтобы устроить свою судьбу, надо знать иностранные языки, «играть на роялях» и хорошо выглядеть. И сейчас мы возвращаемся к этому же. Весь глянец этим переполнен — как соблазнить, как удержать… «Наденьте черные чулки, зажгите свечи, сделайте любимое блюдо мужа на ужин…». А больше женщине ничего вроде для жизни и не нужно.

Вторая программа экспансии почти неразрывно связана с третьей программой — развитием и реализацией способностей. Дело в том, что человечеству, помимо воспроизводства населения, необходимо еще и развиваться. Обществу нужны творцы. Поэтому природа заложила в человека программу, как принято сегодня говорить, креативности.

У животных, в отличие от нас, есть четкое распределение ролей. Например, у пчел: ты рабочая пчела или трутень, и другого тебе не дано. А человек может родиться в простой семье, но программа реализации настолько сильно работает, что он выбивается в Ломоносовы.

Но! Творческие люди нужны обществу в очень небольших количествах. Достаточно, скажем условно, трех процентов. Представляете, что это будет за безобразие, если каждый станет творцом? А кто будет выполнять простую, не требующую мозговых усилий работу? Поэтому программу реализации люди покорно и охотно выключают сами. Им никто ничего не запрещает, но для того, чтобы стать творцом, надо столько усилий…

И как же мы дорого платим за отречение от Божественной сути человека — творчества!

У мужчин, если силы идут не на созидание, они идут на разрушение. Иногда это саморазрушение. Например, работоголизм, алкоголизм. Часто эта неизрасходованная энергия идет на разрушение близких, и тогда мужчина начинает допекать всех окружающих, ломать их, давить… Кстати, не обязательно делать это громко, можно по-тихому изводить, и повод всегда найдется.

Женщины выключают эту программу еще охотнее. Сколько в юности я наблюдала блестящих умниц с яркими способностями, которые вышли замуж, нарожали детей, успокоились и так ни в чем и не состоялись. Кстати, как матери эти женщины тоже не верх совершенства. Нереализованная женщина опасна для ребенка: она начинает сбрасывать на него свои комплексы или реализовывать через него свои амбиции. В любом случае она ломает его личность…

То есть, как это ни печально, но и программа развития и реализации способностей у большинства женщин подчинена первой программе. Причем программа именно деторождения может не реализовываться. Ведь далеко не все женщины, выскочив замуж, немедленно начинают одного за другим рожать детей...

У животных в этом плане все намного честнее.

У каждого из нас есть право выбора — какую программу сделать доминирующей.

Возможно ли человеку реализовать все три программы? Да, возможно. Удается это единицам. Загадка всех времен и народов: почему единицам…

Таких людей называют счастливыми.


Евгения Белякова, психотерапевт
www.psyh.ru