Разрешите себе рисовать

Когда в третьем или четвертом классе я решил поступить в художественную школу, потому что мне всегда нравилось и до сих пор нравится рисовать, то на вступительном экзамене комиссия, посмотрев на мои работы, спросила в ответ: «Кто тебе это нарисовал?» Меня приняли, но учиться у педагогов, которые не допускают и мысли, что к ним могут прийти хоть сколь-либо талантливые дети, я не стал. На этом мои отношения с художественной школой закончились.

На долгое время я тему рисования закрыл для себя вообще, пока мне в руки не попалась книга Майка Роуди «Визуальные заметки». По моей практике в книгах много полезной информации, но информация сама по себе мало влияет на то, что люди делают в реальной жизни. В моём же случае, мне было достаточно только книги.

Самый главный страх перед рисованием для меня — это страх того, что получится некрасиво или «непохоже». Даже не знаю откуда он взялся, потому что мою любовь к рисованию родители всегда поддерживали. В этом смысле в книге Майка Роуди меня «включила» конкретная страница, где было сказано про визуальные заметки так:

Суть скетчей — в запечатлении и сообщении идей, а не в занятиях искусством

Майк Роуди 

Какое облегчение! Наконец-то нашелся кто-то, кто сказал — ты можешь просто рисовать так, как у тебя получается, и это не обязательно должно быть красиво или похоже! Меня как прорвало: я начал рисовать-рисовать-рисовать! И это, конечно, заметили дети…

Им было интересно разглядывать мои рисунки, спрашивать что они значат и предлагать свои решения того, как можно было нарисовать тот или иной объект или идею. В основном я делал заметки на занятиях, когда учился сам или на конференциях, когда было настроение и попадался интересный спикер. Позже я начал фиксировать свои идеи, планы и проекты таким способом. Поэтому вполне естественно, что когда дочка спросила, а как устроена канализация, я просто взял листок бумаги, ручку и нарисовал.

При помощи визуальных заметок я уже успел объяснить нашим детям:

  • как устроена политическая система государства — был вопрос, что такое парламент;

  • как устроена банковская система государства — чем отличаются наличные деньги от денег на карточке;

  • как устроена пушка;

  • принцип работы двигателя внутреннего сгорания и почему в нем есть поршни и стаканы;

  • почему есть отрицательные числа на примере бизнес-центра с подземной парковкой.

А однажды, когда мы отдыхали на Шри-Ланке, мне удалось при помощи визуальных заметок помочь дочке справиться с эмоциями, проявить эмпатию и понять чувства другого человека.

Дело было так: летела себе бабочка, никому не мешала, и все было хорошо, пока не пролетела она мимо двух девочек… Одной девочке очень захотелось эту бабочку поймать, а другой девочке очень захотелось, чтобы эта бабочка свободно летала дальше. Ну, остальное додумать не сложно: слезы, ссора, родители в шоке, местные жители в шоке, бабочка уже вообще пожалела, что залетела на эту лужайку, а девочки из лучших подруг в одно мгновение превратились в заклятых врагов.

Когда буря поулеглась, и мы остались с дочкой вдвоем, я достал блокнот и нарисовал то, что произошло.

Она посмотрела на рисунок и улыбнулась: «Да, именно так все и было!»

И хоть уровень моего художественного исполнения хромал (я совсем не проработал тени и другие мелкие детали) — этого рисунка было достаточно, чтобы увидеть ситуацию со стороны, как бы глазами независимого наблюдателя.

Мы еще немного поговорили об этой ситуации и пришли к выводу, что дружба, конечно же, важнее бабочек.

А когда я перевернул страницу блокнота, и увидел, что круги пропечатались на другой стороне листа, то тут же пришла идея «дорисовать» развитие ситуации. Теперь эти круги бури превратились в круги любви и вокруг подружек стало много веселых бабочек.

Самое интересное, что вечером того же дня дочка перерисовала эти оба рисунка к себе в альбом, а потом показала их вместо объяснений своей подружке. Больше до конца отпуска они не ссорились.

Меня иногда просят «научить рисовать» или «объяснить как это делать» и тут я немного теряюсь, потому что у меня нет ощущения, что я «умею рисовать». И думаю, что дело тут не в умении вовсе, а в том, чтобы разрешить себе рисовать. Это самое главное! Пока вы себе не разрешите, дальше дело не пойдет…

Важно еще помнить, что когда вы создаете визуальные заметки для себя или объясняете что-то при помощи рисунков для своих детей, то это не должно быть красиво, это должно быть понятно. А для этого достаточно базовых элементов: квадрат, круг, треугольник, линия, точка. При помощи этого набора можно нарисовать и человека, и дом, и какие-то абстрактные вещи.

Основной прорыв в рисовании у меня начался, как ни странно, когда я подписался на аккаунты таких же «рисовальщиков» в Instagram. По сути, это известный метод обучения через погружение в среду — так иностранные языки учат. Начинают слушать аудиозаписи на этом языке, смотреть фильмы, читать книги, разговаривать понемногу, и из-за того, что этого иностранного языка в жизни становится очень много, он постепенно начинает встраиваться в жизнь, в речь, в образ мыслей. Когда я подписался на графиков, дизайнеров, иллюстраторов, скрайберов, да и просто любителей испачкать листок бумаги, то в буквальном смысле погрузился в поток визуальных образов, стилей, техник рисования… Но самое главное, я увидел, что они не боятся ошибаться, показывать процесс создания рисунка, с легкостью постят неудачные работы — это сильно вдохновляет больше рисовать самому.

Сейчас, если проходит день, когда я что-нибудь не нарисовал, ну хотя бы какую-то маленькую каракулину, то чувствую себя неуютно, как будто бы какое-то важное дело забыл сделать. Потому что, видимо, оно действительно важно в жизни: рисовать, петь, танцевать. Мы часто об этом забываем. 

Поэтому в следующий раз, когда дети зададут вам очередной вопрос о том, почему вертолеты летают, почему вода в чайнике кипит или как слышат дельфины, если у них нет ушей, то просто возьмите ручку, бумагу и… разрешите себе рисовать.

www.vitamarg.com