Уметь прощать - это тоже искусство

Прощение отлично от примирения. Если примирение направлено на обоюдную «сделку», которая достигается путем двусторонней заинтересованности, то прощение достигается, лишь путем заинтересованности того, кто просит прощения, или прощает.

Будем ли мы просить прощение у того, кто, молча, сидит в углу, если это нам не нужно? В этом случае нашим «нужно» может стать внутренний голос – наша совесть, которая, сопровождая нас по жизни, подсказывает нам, правильно ли мы поступили, отталкиваясь от нашей индивидуальной морали. Но если голос совести не взывает к примирению, никакого примирения не будет. Человек будет продолжать обижаться на нас до тех пор, пока вовсе не забудет о том, что мы задели его чувства. Но нужно помнить, что, забыв об обиде на сознательном уровне, на подсознательном уровне у него останется воспоминание о нашем плохом поступке, которое со временем может перерасти в ненависть.

Поэтому важно не только уметь просить прощения, но и прощать. Если люди не примирятся, ненависть будет развиваться между ними, ведь из-за гордости того, кто не попросил прощения, у обоих останется осадок в душе и наоборот тот, кто не простил, будет виновен в том, что конфликт не был устранен.

Умение прощать является искусством потому, что, как и в искусстве, простить может не каждый. Простить – значит забыть об обиде на подсознательном и сознательном уровнях, таким образом, разгладив психику. Как художник пишет уникальную картину, так и уникальный индивидуум может только уникально простить другого человека.

Конечно, легче это сделать, если человека этого научили. Как для художника учитель, тут может помочь психолог. Многие люди, придя к психологу, думают, что он решит за них все проблемы. Но, если опять поравнять обиду с картиной, учитель может нарисовать картину за ученика, но это будет картина учителя. Мы же должны сами решать свои проблемы, не уповая на других людей и прощать даже тогда, когда у нас не просят прощения.

Прощение, как обычно принято думать, является «капитуляцией» того, чья совесть не дает ему покоя и «выигрышем» другого, кто обижается только для того, чтобы у него попросили прощения. То есть тут мы видим внутреннюю баталию двух сторон: первая хочет выиграть, взяв на вооружение ожидание, а вторая, вооружившись гордостью, также использует время. В ссоре обида является выяснением того, кто же прав. И, если ссора не была решена вербально, то с помощью обиды люди стараются решить её не вербально. То есть вместо того, чтобы драться, люди переводят внешний конфликт во внутреннюю плоскость. Но кто знает, что лучше – получить несколько синяков, или осадок на душе.

Менее всех обижаются люди, которые участвуют в единоборствах. Они, постоянно обращаясь с сильными людьми и вступая с ними в схватки, учатся самообладанию. Ведь если ты попробуешь поссориться с сильным бойцом, то ваш конфликт будет решен вербально. Обиды у таких людей отсутствуют, потому что бойцы видят свою силу, и обиды у них из-за возможности вербального решения проблем не приняты. Невербальные же конфликты наоборот принято начинать для того, чтобы выяснить, кто из сторон психически сильнее – с помощью гневных слов, а не физической силы.

Наивысшим же уровнем является самообладание. Самообладание развивается впоследствии понимания того, что нет сильнейшего, или же нет смысла искать сильнейшего. Оно присутствует у людей, которые менее всего подвергаются ежедневным воздействиям социума, в котором, как известно, побеждает психически или физически сильнейший. Понимание того, что смысла в ссорах нет у тех людей, которые не делят мир на белое и черное. И вам самим решать, бороться против зла, или принять то, что понятие зло, как и добро, условное.

Светлана, www.vitamarg.com