В жизни почти каждого человека наступает такой период, когда хотелось бы достать с полки «волшебную книгу», где были бы прописаны волшебные правила жизни. Правила, следуя которым мы бы знали, как поступить в сложившейся ситуации. Какой из возможных выборов сделать, как помочь близкому человеку, оказавшемуся в беде, или в чем найти успокоение для себя самого.
В наиболее обобщенном виде, список ответов на эти и подобные им вопросы называются заповедями. Сразу же возникает ассоциация, связанная с десятью божественными заповедями христианской религии. С религиозной точки зрения, они действительно исчерпывающе отвечают на любой подобный вопрос, из тех, которые так часто нас мучают.
Но все же, не все из нас верующие люди. Более того даже для многих верующих и глубоко верующих людей, часто остается загадкой как на конкретный жизненный вопрос можно ответить, руководствуясь всего лишь десятью заповедями. В связи с этим, в поиске жизненных принципов, следуя которым мы смогли бы принять правильное решение в любой ситуации, решить постоянно валящиеся на нас проблемы и, в конце концов, изменить ход собственных мыслей нашего восприятия действительности (раз прошлое мировоззрение заставляло нас сталкиваться все с новыми и новыми жизненными трудностями, и неразрешимыми вопросами), мы пытаемся сформулировать наиболее полный список таких заповедей-ответов, руководствуясь умами мудрецов мира сего.
Многие из современных мыслителей и психологов предлагают варианты жизненных наставлений, которые действительно порою оказываются способными повернуть наше жизнепонимание в нужное русло в определенной ситуации. Но в поиске все более всеохватывающих ответов, стоит обратиться не к умам отдельных мудрецов, а попытаться синтезировать весь существующий на сегодня опыт философии, обратившись ко всей истории философии, начиная с ее истоков.
Распространенным стало утверждение о том, что восточная философия развивается медленно и те мысли, которые зародились еще в середине первого тысячелетия до нашей эры, и сейчас актуальны для Востока. Наряду с этим, западная философия демонстрирует достаточно таки динамическое развитие философской мысли. В философском мировоззрении Запада, на протяжении двух тысячелетий, поменялось очень много «измов» в разных мыслительных течениях, основные позиции которых бывали довольно разноплановыми, и даже, порой, ярко противоречащими друг другу.
И к чему же привела, в конечном итоге, столь быстро эволюционирующая западная мысль?
И в сфере социально-политической, и в культурной, и в бытовой сфере мы все чаще сталкиваемся с полной утратой ценностей, идеалов и смыслов. Все воспринимается через понятие относительности, абсолют потерял свою значимость.
Мы утрачиваем себя, предаем свои идеалы, забываем традиции, завещанные нам предками. Все это происходит в погоне за нарастающим желанием как можно больше иметь и как можно большим владеть. Погоня эта нескончаема, она в свою очередь порождает вечную суету, а вечная суета становится причиной бесконечных страданий, которые съедают нас изнутри.
Так может, стоит вспомнить в этой ситуации такие простые, но глубокие мысли древней восточной философии, следуя которым Восток живет и сегодня:
Нужно отказаться, чтобы получить, остановиться, чтобы достичь. (Буддизм);
Необходимо следовать ритуалу и порядку, а не поступать в силу субъективного произвола. Личные желания противоречат друг другу и порождают лишь внутренний раскол. (Конфуцианство);
Нужно освободиться от погони за чем-либо и борьбы за что-либо. Это все суета. Освобождение от этой суеты – это освобождение от страдания. (Даосизм).
Светлана, www.vitamarg.com