«Все врут» – главный девиз героя одного из популярных сериалов, доктора Грегори Хауса. На первый взгляд это заявление кажется чрезмерно категоричным. Хочется обвинить этого персонажа в излишнем цинизме и отсутствии веры в светлые стороны человеческой натуры. Но, найдется ли хоть один человек, который ни разу в жизни не соврал? Положа руку на сердце, могу сказать, мне такие люди не встречались.
Чем грандиознее ложь, тем легче ей готовы поверить.
А.ГитлерЛожь, сказанная сто раз, становится правдой.
И.Геббельс
Ложь — это умышленная передача сведений, не соответствующих действительности и она является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы прекрасно знаем, что врут политики, СМИ, реклама. Это социально одобряемые формы искажения информации.
Чтобы соврать, не обязательно сказать, что ты выиграл, когда на самом деле потерпел неудачу. Можно просто утаить часть информации или сместить акцент с главного на второстепенное. Этого достаточно, чтобы у собеседника или телезрителя сложились ложные представления.
Когда мы приходим в магазин, то продавец будет стараться рассказать только о хороших сторонах товара, умолчав о его недостатках. Парадокс заключается в том, что порой мы сами охотно позволяем себя одурачить, приятная ложь ценится выше, чем неприятная правда.
Некоторые виды искажения информации кажутся людям вполне приемлемыми. Исследования, проведенные зарубежными учеными, показали что:
81% опрошенных прибегают к «безобидной лжи» каждый день.
Большинство людей лжет примерно 3 раза в течение 10 минутной беседы.
65% людей считают, что можно солгать, чтобы не обидеть чьи-то чувства.
44% людей высказали мнение, что можно преувеличить события в рассказе, чтобы сделать его интересней.
37% людей думают, что вполне допустимо соврать о своем возрасте.
40% родителей считают, приемлемым врать детям о собственном плохом поведении в молодостиложь во благо.
Список можно продолжать очень долго. Ведь в повседневной жизни ложь используется каждый день.
Именинник скажет гостям, что ему понравился подарок, даже если это не так, а гости похвалят стряпню хозяйки, хотя она вовсе не так уж хороша. Это называется вежливостью, и в ее основе лежит «ложь во благо», ведь мы не хотим обидеть другого человека.
И в тоже самое время, каждому известно с детства, что «врать плохо». Несостыковочка получается? Да нет, просто у некоторых правил бывает масса исключений.
В социуме существует негласная игра, по правилам которой говорить неправду не допустимо вышестоящим людям (начальнику, учителям, родителям). А вот искажение информации для людей, находящихся в подчиненном положении (дети, ученики, сотрудники), считается гораздо меньшим грехом, который иногда вполне оправдан.
Как человек учится врать
Мы стараемся пожурить или наказать ребенка, когда видим, что он говорит неправду. Детская ложь – частая причина, по которой родители приходят на консультацию психолога, не понимая, почему их милый малыш вдруг стал хитрить, увиливать от ответа, рассказывать гостям о том, чего на самом деле не было.
Мотивы, по которым врут маленькие дети, могут отличаться от мотивов взрослых. Детская ложь (у ребенка до 8 лет) часто связана с особенностями восприятия мира. В сознании ребенка нет четкой границы между реальностью и фантазией. Ребенок рассказывает не то, что было на самом деле, а то, что ему хотелось бы видеть или как, с его точки зрения, могло бы быть. Иногда дети также стремятся разрешить реальные проблемы фантастическими способами. Такая ложь не имеет эгоистических мотивов, ребенок не стремится с ее помощью извлечь для себя какую-нибудь выгоду. Детские выдумки просты, мы легко их распознаем.
Но наряду с фантазированием уже трехлетние дети начинают врать по-настоящему: «Где конфеты»? «Кот съел» или «не знаю, я не брал». Здесь уже эгоистические мотивы и личные выгоды налицо.
Похоже, азам вранья детишек учить не надо, это заложено в человеческой природе. Ребенок тестирует реальность всеми возможными способами, почему бы не попробовать исказить ее так, чтобы было удобно? При этом ребенок понимает, что сейчас его слова расходятся с тем, как было на самом деле, он часто прикрывает рот рукой, а потом прячет ее за спину.
Научиться правдоподобно врать, а также принимать чужую ложь без протеста – не простая задача. Такое умение приходит к детям вместе с жизненным опытом. И учатся они этому у нас, взрослых.
Мы сами рассказываем ребенку про Деда Мороза и подкладываем под елку подарки, хотя, по сути, даем ему заведомо искаженную картину мира и понимаем, что с возрастом они узнают: Дед Мороз – ненастоящий, а правда — гораздо прозаичнее сказки.
Родителям хочется, чтобы ребенок рос правдивым, но в то же самое время они хотят и того, чтобы он был «удобным», и пореже ставил их в неловкие ситуации.
Если он задает сложные вопросы, то гораздо проще сказать ему неправду и закрыть тему. На вопрос: откуда я взялся? Некоторые малыши услышат: «аист принес» или «ты еще слишком мал, чтобы задавать такие вопросы». Оба утверждения ложны.
Правда заключается в том, что вопрос мог застать родителей врасплох, и им было неудобно говорить с ребенком на эту тему.
Но ведь правду можно сказать по-разному. У родителей есть интересующая ребенка информация, и они вполне могли дать ее в форме, приемлемой для пятилетнего человечка.
От детей часто скрывают истинные отношения в семье или то, куда делась старенькая бабушка. Папа говорит, что они с мамой любят и заботятся друг о друге, а вечером малыш слышит, как они ругаются, а потом мама плачет. «Только не говори папе, что мы заходили в этом магазине», «не рассказывай в садике, что было в гостях у дяди Сережи»…
В школе мы продолжаем получать не совсем объективную информацию об окружающем мире. Предметы, из которых школьники узнают об устройстве современного общества, избегают многих проблемных тем. Рассказывая о структуре власти, законах и основах экономики школьникам предлагают скорее идеальные схемы, то как это должно работать, но не то как есть на самом деле.
А еще в школе дети видят, что иногда успеваемость – это не только беспристрастная оценка их познаний и усердия. На успеваемость в некоторых предметах может влиять положение папы того или иного ученика, дорогие подарки или даже черты характера и личные предпочтения учителя (существуют любимчики и нелюбимые ученики).
Врать или не врать
От реакций родителей на вранье ребенка и воспитания во многом зависит его будущая жизненная позиция. Конечно же стоит разоблачать маленького врунишку, но делать это нужно деликатно, если вы не хотите чтобы ребенок считал, что правда всегда наказуема.
Безусловно, бывают случаи, которые требуют наказания, но меры всегда должны быть соразмерными проступку, а ребенок должен четко понимать: за что именно его наказали.
Впрочем, воспитание тесно связано с теми ценностями, которых придерживаются сами родители. Мне встречались семьи, где честность не считалась таким уж большим благом, там установки были примерно такими: наказывают не за то, что соврал, а за то, что попался.
Некоторые родители хотят, чтобы их дети были готовы к реальной жизни и смогли добиться успеха (даже ценой обмана), а не росли наивными мечтателями, которые всегда говорят правду. А что думаете об этом вы?
Ложь искажает реальность и последствия этого могут быть очень серьезными. Я не случайно в качестве цитат к данной статье выбрала фразы таких печально известных представителей рода человеческого, уж они то толк в своем деле знали.
Но и утверждение, что другим людям всегда и при любых обстоятельствах надо говорить правду-матку — тоже слишком уж крайняя мера. Думаю, многие могли бы привести историю из жизни, когда небольшая ложь действительно была во спасение, а правда могла оказать очень разрушительное воздействие. Впрочем, точно также, каждый может вспомнить случай, когда под ложью во спасение скрывалось обычное желание выгородить себя.
Как же не запутаться?
Для начала – научиться быть по-настоящему честным с самим собой. Ведь ложь самому себе всегда приводит к негативным последствиям. Как говорится: «ложь ничего не стоит, но дорого обходится».
Быть откровенным с собой можно лишь тогда, когда человек научился принимать себя таким, какой он есть. Иначе поиск правды может обернуться лишь самобичеванием.
Светлана, www.vitamarg.com