Коронавирус: как избежать ошибок 1918 и 1929 годов

И сто лет назад мир боролся с пандемией. Вскоре после этого началась Великая депрессия. Какие меры были успешными в прошлом? И какие были самые большие ошибки?

Испанский грипп 1918 года считается прообразом современной пандемии. В конце Первой мировой войны он распространился как лесной пожар - сначала среди солдат, а затем репатрианты с фронта разнесли его по миру. Жертвы трех волн испанского гриппа составляют от 50 до 100 миллионов человек.

Необычайно высокая мобильность людей во время войны, которая почти сопоставима с сегодняшней, еще больше усилила пандемию, сказал Альбрехт Ричл, эксперт по истории экономики Лондонской школы экономики.

«Мы знаем, что пандемия Ковид-19 в Европе началась со вспышки на австрийском курорте Ишгль. Мы можем сказать, что армейские тренировочные лагеря в Америке, Англии и Франции были тогда эквивалентом Ишгля, хотя в этих местах они не ездили. они делали гораздо более опасные вещи », - говорит он.

Какие меры помогают?

Распространение инфекции среди военных, а затем и среди гражданского населения было таким же, как и сегодня. И даже тогда были споры, подобные сегодняшним: например, есть ли эффект защитных масок, закрывать ли школы, отменять ли массовые собрания и культурные мероприятия. Частичное ограничение общественной жизни практиковалось уже тогда. Данные о влиянии этой меры в основном поступают из Соединенных Штатов, говорит Ричл.

«Там, где изоляция была объявлена раньше и длилась дольше, экономический ущерб, как правило, был меньше, чем в тех местах, где любой ценой пытались сохранить экономическую жизнь активной», - сказал эксперт. . Это видно по уровню безработицы, производства и местных налогов. «Оказывается, изоляция была чем-то экономически положительным. Это меня очень удивило», - сказал Ричл.

Мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 году с обвала мирового фондового рынка, также дает материал для анализа и сравнения. Обвал фондового рынка - это отправная точка длительного экономического кризиса. Многие страны, имеющие большие долги после Первой мировой войны, отреагировали жесткими мерами, чтобы остановить спад. По словам Ричла, эти меры стали «ядовитым коктейлем» для экономики.

«В то время ситуация в Германии была похожа на ситуацию в Греции или Италии в 2008 году: страна была вынуждена делать сбережения, и это привело почти к тем же эффектам, что и в Греции: падение ВВП, которое, вероятно, было примерно 25%, помимо массовой безработицы и других подобных неблагоприятных последствий ».

Однако во время финансового кризиса 2008 года, по крайней мере, в Германии, они не полагались на меры жесткой экономии, возможно, потому, что они извлекли уроки из глобального экономического кризиса. Однако некоторым другим странам юга Европы было приказано экономить. «Сегодня мы знаем, что это было неправильно», - сказал Ричл.

Чтобы не впасть в глубокий кризис

Если эта ошибка не будет совершена сейчас, экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса, вероятно, не будет иметь таких долгосрочных последствий, как некоторые предыдущие кризисы. «Финансовый кризис 2008 года был вызван функциональными сбоями на финансовых рынках - то есть чем-то, что исходило от самих финансовых рынков и самих экономик, в то время как коронарный кризис был шоком, вызванным эпидемией, которая является внешним фактором», - сказал Ричл.

Относительно быстрое восстановление после первой волны пандемии показывает, что экономика сегодня значительно сильнее, чем в 2008 году. И, учитывая, что сегодня существует множество программ, направленных на помощь экономике, мы можем предположить, что политика вероятна. она извлекла уроки из истории.

Светлана, www.vitamarg.com